БЁРДЖЕСС (BURGESS), Энтони

(псевд. Джона Энтони Бёрджесса Уилсона) (1917-1993).

Англ. писатель и композитор, тв-во к-рого охватывает мн. области лит-ры (историч. проза, критика, поэзия) и музыку. Род. в Манчестере, там же с отличием окончил ун-т. Во время второй мировой войны служил сержантом в армии; после окончания войны преподавал англ. лит-ру и фонетику в Англии, в Малайзии, был приглашен читать курсы в ряд амер. ун-тов, после чего полностью посвятил себя лит. труду. Почетный д-р лит-ры Манчестерского ун-та, чл. Королевского об-ва.

Знаменитая НФ сатира Б. «Заводной апельсин» [A Clockwork Orange] (1962; рус.1991) своей славой обязана в осн. великолепной экранизации, осуществленной С.Кубриком в 1971 г. (cм. «Заводной апельсин»), однако книга и сама по себе представляет интересный образец антиутопии и использования искусственного яз., в данном случае русифицированного арго (см. Лингвистика). Рост насилия и молодежной преступности в Англии близкого будущего, а также попытки искоренить зло посредством «модификации поведения» (с помощью наркотика, вызывающего чисто физиологическое внутреннее подавление агрессии и сексуальности) представляют внешний сюжетный фон; филос. пласт книги целиком посвящен обсуждению таких проблем, как пенитенциарная система, ницшеанская «свобода воли», теория «жизненной силы» и питающей ее агрессии как имманентных свойств человеческой личности (см. Криминология, Психология, Секс и эротика).

 

Др. не менее известный роман Б., «Желанное семя» [The Wanting Seed] (1962; рус.1992«Трепет намерения»), представляет собой еще одну антиутопию, на этот раз вызванную перенаселением; в традициях Д.Свифта (или из совр. авторов — К.Воннегута ) Б. рисует сатирическую картину радикальных перемен в общественном сознании и морали, вызванных единственной необходимостью остановить рост населения, в частности, легализации гомосексуализма. (см. Демография, Сатирическая НФ, Секс и эротика). К великим авторам антиутопии впрямую обращена и самая полемическая книга Б. — «1985» [1985] (1978); первая ее пол. посвящена жестокому критическому анализу классического романа Д.Оруэлла , а вторая представляет его «творческое продолжение» в духе идей, к-рые Б. считает более правдоподобными. Переводы романов «Заводной апельсин» и «Желанное семя» объединены в один том — сб. «Заводной апельсин. Трепет намерения» (рус.1992).

В единственном «строго НФ» произв. Б., р-зе «Муза» (1968), путешествие во времени объясняет «загадку Шекспира» (полное отсутствие каких-либо документальных свидетельств, что все великие пьесы и сонеты написал действительно он) (см. Искусство). Последний роман Б., «Конец Всемирных новостей» [The End of the World News] (1983) — комбинация абсурдистских виньеток, героями к-рых выступают Фрейд, Троцкий и др. выдающиеся деятели нач. века, с темой глобальной катастрофы (см. Абсурдистская НФ).

Вл.Г.

Лит.:
Carol M.Dix «Anthony Burgess» (1971).
Robert K.Morris «The Consolations of Ambiguity: An Essay on the Novels of Anthony Burgess» (1971).
A.A.DeVitis «Anthony Burgess» (1972).
Richard Mathews «The Clockwork Universe of Anthony Burgess» (1978).
Geoffrey Aggeier «Anthony Burgess: The Artist as Novelist» (1979).
Samuel Coale «Anthony Burgess» (1981).