БЕСТЕР (BESTER), Альфред

Амер. писатель и ред., один из ведущих авт. совр. НФ США. Род. в Нью-Йорке, где прожил всю жизнь (если не считать двух лет, проведенных в Европе, 1954-56); после учебы в Ун-те шт. Пенсильвания (по специальности “изящные искусства”) начал изучать право, но после неожиданной победы в конкурсе любительских р-зов в одном из журналов. НФ полностью переключился на лит. труд. Р-з-победитель “Разбитая аксиома” вышел в 1939 г., однако после публикации десятка с лишним р-зов Б. (вместе с О.Биндером, М.Уэллманом и др.) начал сочинять комиксы о Супермене и Бэтмене, затем работал на радио и вернулся в НФ в 1950 г. Последующие шесть лет оказались самыми плодотворными для Б., вместе с Р.Шекли нашедшего “экологическую нишу” в ведущем журнале НФ “Гэлэкси” (Galaxy), редактируемом Х.Голдом . Не отличавшийся (по амер. стандартам) плодовитостью, Б. обладает, вероятно, рекордным процентом произв., ставших бесспорной классикой; о его отношении к жанру написано автобиогр. эссе “Моя афера с НФ” – в сб. “Адские картографы” [Hell’s Cartographers] (под. ред. Б.Олдисса и Г.Гаррисона ) (1975).

 

Практически все р-зы Б. полностью представлены в двух сб.: “Звездный взрыв” [Starburst] (1958) и “Темная сторона Земли” [The Dark Side of the Earth] (1964); переизд. (с добавлениями) – “Легкая фантастика” [The Light Fantastic] (1976) и “Звездочка светлая, звездочка ранняя” [Star Light, Star Bright] (1976). В р-зах “Адам без Евы” (1941) и “Они уже не могут жить, как раньше” (1963) парадоксально решена проблема последнего человека. на Земле; сложные психол. коллизии между героем и его слугой-андроидом нарисованы в “Убийственный Фаренгейт” (1954; рус.1991); распутыванию парадоксов, связанных с путешествиями во времени (см. “Хроноклазмы”), посвящены р-зы “Человек, который убил Магомета” (1958; рус.1970), “Ночная ваза с цветочным бордюром” (1964; рус.1973;1973) и “О времени и Третьей авеню” (1951; рус. 1991); альтернативная история представлена в “Выборе Хобсона” (1952; рус. 1988 – “Выбор”); выделяются также: “Вне этого мира” (1964; рус. 1990 – “Перепутанные провода”) (см. Параллельные миры), “Время-предатель” (1953; рус.1991), “Вы подождете?” (1959; рус. 1974 – “Подождите, пожалуйста!”; 1990) (см. Религия), “Звездочка светлая, звездочка ранняя” (1953; рус. 1966, 1967) (см. Дети), “Путевой дневник” (1958; рус. 1967; 1967), “Старик” (1958; рус. 1980).

Мн. р-зы Б. посвящены людям “одержимым”, наделенным разл. сверхспособностями – “Ад навечно” (1942), “Акт исчезновения” (1954; рус. 1966 – “Феномен исчезновения”; 1967; др. – “Исчезновения”), “Пи-человек” (1959; рус. 1989) и др. Подобные герои стали центральными персонажами двух классических романов Б. – “Уничтоженный” [The Demolished Man] (1952; 1953; “Хьюго”-53; рус. 1972 – “Человек Без Лица”; и “Звезды – цель моя” [The Stars My Destination] (1956;1956; др. – “Тигр! Тигр!” [Tiger! Tiger!]; рус. 1989).

Оба выгодно отличаются от большинства НФ романов “пиротехнически виртуозным” стилем, остроумной иронией, фрейдистскими страстями и сверхусложненной структурой. В первом описана трагедия “Эдипа” 24 в. – Бена Рейча, сверхбогача, убившего родного отца в состоянии “помутнения подсознания” (см. Мозг, Психология); ему старается помешать полицейский-телепат (см. Детективная НФ, Криминология, Телепатия, Экстрасенсорное восприятие), а также преследует больная совесть в облике “ментального фантома”, Человека Без Лица. Экзотичная обстановка мира, где развивается действие, – “широкоэкранное барокко” (Б.Олдисс) – представляет собой одну из самых необычных и безупречно выписанных в НФ картин далекого будущего, а лит. техника во многом предварила последующие искания “Новой Волны” и “киберпанка”.

 

Второй роман поначалу вышел в Англии и в конце 1980-х гг. был включен читателями “Локуса” в десятку лучших романов всех времен. Это еще один вариант (не менее экстравагантный) далекого будущего, в к-ром цивилизация на Земле загнивает, а телепортация (правда, лишь “прыжками” на расстояние до 1000 миль) позволяет решить транспортные проблемы (см. Транспорт). Герой Галли Фойл, движимый жаждой мести за допущенную в отношении него несправедливость, после мн. трансформаций становится трансцендентным, богоподобным мессией (см. Боги и демоны). Нехитрый сюжет (автор не скрывал, что “списал” его с “Графа Монте-Кристо”) позволяет Б. провести читателя через цепь рассуждений к мысли о том, что человеческая раса выживет, откроет в себе нов. духовные ресурсы только под угрозой полного самоуничтожения.

 

В конце 1950-х гг. Б. работал лит. ред. в журн. “Холидей” (Holyday), во второй раз вернувшись в НФ только в сер. 1970-х гг. – повестью “Фуга на четыре часа” (1974). Его последние романы – “Связь через компьютер” [The Computer Connection] (1974; 1975; др. – “Экстро” [Extro]), “Голем 100” [Golem 100] (1980), “Обманщики” [The Deceivers] (1981). Ранний роман “Кто он?” [Who He?](1953; доп.1984 – “Крысиные гонки” [The Rat Race]) – не НФ. Влияние Б. на НФ США трудно переоценить, что нашло выражение в присуждении ему в последний год жизни Ассоциацией американских писателей-фантастов звания “Великий мастер”.

На рус. яз. также переведены р-зы:
“Аттракцион” (19..; рус.1991),
“Не по правилам” (19..; рус.1991),
“Прекрасная Галатея” (19..; рус. 1992),
“Снежный ком” (19..; рус.1991),
“Упрямец” (19..; рус.1991).

Переводы произв. Б. составили сб. –
“Феномен исчезновения” (рус. 1991),
“Человек без лица” (рус.1991),
“Человек Без Лица. Тигр! Тигр!” (рус.1992).

Вл.Г.

Лит.:
Carolyn Wendell “Alfred Bester” (1982).