БОРХЕС (BORGES), Хорхе Луис

Видный аргентинский прозаик, поэт, эссеист, лит. критик, более известный своими психол. и филос. новеллами; один из основоположников и классик нов. лат-амер. лит-ры. Род. в Буэнос-Айресе, юность провел в Европе, там же получил образование; по возвращении на родину в 1920-х гг. сразу окунулся в лит. деятельность (сначала добившись известности как поэт). С 1955 г. работал директором Нац. б-ки; ослепнув, вышел в отставку в 1973 г. Лауреат мн. нац. премий по лит-ре, кавалер разл. высших орденов Италии, Франции, Великобритании, Испании; почетный д-р лит-ры Сорбоннского, Оксфордского и Колумбийского (Нью-Йорк) ун-тов.

Тв-во Б. оказало беспрецедентное влияние на мн. разновидности послевоен. лит-ры — от романа абсурда до НФ (см. Абсурдистская. НФ); в частности, об увлечении Б. говорили такие мастера филос. НФ, как Ф.Дик, К.Воннегут, и особенно С.Лем (подробно анализирующий тв-во аргентинского писателя в своем исследовании совр. НФ — «Фантастика и футурология»). Тонкая и великолепно орнаментированная игра на грани правды и вымысла, элегантная лит. мистификация в духе И.Кальвино и У.Эко (ссылки и цитаты из несуществующих произв., вымышленные биографии и целые страны и культуры), повышенный интерес к метафизике и парадоксальной философии сделали р-зы Б. (не написавшего за долгую лит. жизнь ни одного романа) постоянным объектом подражания для мн. авторов НФ. Лишь три из десятка с лишним книг Б. — сб. «Вымыслы» [Ficciones] (1944), «Алеф» [El Aleph] (1949), «Сообщение Броуди» [Informe sobre Brodie] (1970) — содержат новеллы, к-рые условно можно назвать «НФ». Герою р-за «Круги руин» (19..; рус.1984) снится незнакомец, к-рый становится явью и начинает жить самостоятельной жизнью, в то время как его «создатель» обнаруживает, что и он сам есть проявление чьего-то сна (см. Психология); а в р-зе «Фунес, чудо памяти» (1942; рус.1984) описан др. феномен — человек с непостижимой памятью, так же легко общающийся с прошлым, как и с настоящим. «Тлён, Укбар, Orbis Tertius» (1941; рус.1984) — классическая история изначально выдуманного мира, постепенно становящегося «второй реальностью» и в результате полностью подчиняющего истинную реальность (см. Миры НФ); к НФ также имеют отношение р-зы — «Вавилонская библиотека» (1941; рус.1984), представляющая собой «вселенную книг»; «Заир» (19..; рус.1984) и «Алеф» (19..; рус.1984), написанные под влиянием р-за Г.Уэллса «Хрустальное яйцо» (см. Космология, Параллельные миры); «Сообщение Броуди» (19..; рус.1984), герой к-рого обнаруживает в Африке племя полулюдей, полуобезьян, уже развившихся до понимания религии, поэзии и даже обладающих способностью к предвидению (см. Антропология, Первые люди, Эволюция).
На рус. яз. также переведены р-зы с элементами фантастики:
«Другая смерть» (19..; рус.1990),
«Книга песчинок» (19..; рус.1990),
«Лотерея в Вавилоне» (19..; рус.1984),
«Роза Парацельса» (19..; рус.1991; 1990),
«Секта Феникса» (19..; рус.1990),
«Секта тридцати» (19..; рус.1990),
«Синие тигры» (19..; рус.1990),
«Ундр» (19..; рус.1991; 1990),
«There are more things» (19..; рус.1990).

Большинство переводов составило сб. Б. — «Проза разных лет» (1984) и «Юг» (1984).

Интерес Б. к мифологии отразился в энциклопедическом труде, написанном в соавт. с Маргаритой Герреро — «Руководство по фантастической зоологии» [Manual de zoologia fantastica] (1957 — Мексика; доп. 1967«Книга воображаемых животных») [El libro de los seres imaginarios]) (см. Зоология фантастическая, Мифология в НФ). Вместе с А.Бьой Касаресом им собрана ант. «Антология фантастической литературы» [Antologia de la Literatura Fantastica] (1940).

Вл.Г.

Лит. (выборочно):
J.L.Ruis Patron «Jorge Luis Borges» (1955).
Emil Rodriguiez Moneg «Jorge Luis Borges: A Literary Biography» (1977) — англ. яз.