ЛЕЙБЕР (LEIBER), Фриц

(Рёйтер-младш.) (1910-1992).

Видный амер. прозаик, один из выдающихся представителей «Золотого Века» англоязычной НФ. Род. в Чикаго (шт. Иллинойс), окончил Ун-т Чикаго с дипломами психолога и физиолога; играл на сцене (как и его родители — актеры «шекспировского» театра; отец, кроме того, снимался в кино), год провел в теологической семинарии, но не окончил ее, работал ред. в науч.-поп. журнале и преподавал драму; с 1939 г. — професс. писатель. Первая публикация — «Два искомых приключения» (1939).

Начав писать «героическую фэнтези» (изобретение самого термина критики приписывают Л.) по предложению университетского товарища, Л. с первого опубл. р-за представил читателям своих популярнейших героев — искателей приключений Фафхрда и Серого Мышелова, жителей воображаемого города Ланкмара, о к-рых впоследствии написал неск. десятков увлекательных («серьезных» и юмористических) повестей и р-зов.
Вся «сага» представлена в сб. —
«Мечи и дьявольщина» [Swords and Deviltry] (1970),
«Два искомых приключения» [Two Sought Adventures] (1957; испр. доп. 1970«Мечи против смерти» [Swords Against Death]; рус.1992 — «Клинки против смерти»),
«Мечи в тумане» [Swords in the Mist] (1968);
объединены в один том — «Три меча» [The Three Swords] (1989);
«Мечи против волшебства» [Swords Against Wizardry] (1968; рус.1992 — «Мечи против колдовства»),
«Мечи и ледяная магия» [Swords and Ice-Magic] (1977; сокр. 1977«Остров Риме» [Rime Island]),
а также роман «Мечи Ланкмара» [The Swords of Lankhmar] (1961 — «Дочь Сциллы»; доп. 1968; рус. 1992 — «Шпаги Ланкмара»);
объединены в один том — «Повелители мечей» [Sword’s Masters] (1990);
к циклу примыкает также роман «Король и валет мечей» [The Knight and Knave of Swords] (1988);
выделяется короткая повесть «Зло встречается в Ланкмаре» (1970; «Хьюго»-71; «Небьюла»-70; рус.1992; др. — «Веселый город Ланхмар»).
На русский язык переведены также р-зы цикла:
«Затонувшая земля» (19..; рус.1992),
«Когда морского царя нет дома» (19..; рус.1992),
«Печаль палача» (19..; рус.1992),
Переводы произв. цикла составили сб. —
«Клинки против смерти» (рус.1992),
«Мечи против колдовства» (рус.1992).
История создания цикла изложена в автобиогр. эссе «Фафхрд и я» [Fafhrd & Me](1975 — в ант.; отд. изд.1991). От типичных произв. «героической фэнтези» сага Л. выгодно отличается тонкой стилизацией, разработкой характеров и «отстраненным» чувством юмора (см. Юмористическая НФ).

 

Л. быстро завоевал репутацию мастера совр. («урбанистической») «лит-ры ужасов» и традиционной фэнтези. Яркие примеры последней — р-зы «Дымный призрак» (1941; рус.1992), «Девушка с голодными глазами» (1949), «Человек, который дружил с электричеством» (1962; рус. 1974; 1989), «Экспресс в Бельзен» (1975); один из лучших р-зов Л. — «Давай-ка бросим кости» (1967; «Хьюго»-68; «Небьюла»-67; рус.1991 — «И покатились кости»; др. — «Побросаю-ка я кости», «И тогда Джо бросил кости») — изящная притча об игре в кости со Смертью (см. Бессмертие, Мифология в НФ).

 

Первый роман Л., «Заколдуй жену» [Conjure Wife] (1943; 1953), повествует о совр. ведьмах (дважды удачно экранизирован — «Страшная женщина» и «Гори, ведьма, гори»); а «Дама Тьмы» [Our Lady of Darkness] (1977; Всемирная премия фэнтези-78) продолжает традицию готического романа; два последних романа объединены в один том — сб. «Заколдуй жену. Дама Тьмы» [Conjure Wife. Our Lady of Darkness](1991). «Тарзан и Долина Богов» [Tarzan and the Valley of Gods] (1966) — не совсем удачное подражание Э.Берроузу. Достижения Л. отмечены премиями «Гандальф» (1975) и Всемирной премией фэнтези-76 («за общий вклад в развитие жанра»).

НФ тв-во Л. также принесло автору положение одного из ведущих авторов жанра (вместе с рекордным числом премий «Хьюго» и «Небьюла» — соответственно 6 и 4; премия «Великий мастер»-81). В романе «Сгущайся, тьма!» [Gather, Darkness!] (1943; 1950) описана будущая теократическая диктатура, к-рой противостоят ученые, маскирующие свою науку под магию (см. Антиинтеллектуализм в НФ, Религия); герои альтернативной истории — романа «Трижды судьба» [Destiny Times Three] (1945; 1957) — способны вмешиваться в ее ход, но в результате все существующие «версии» начинают приходить в противоречие друг с другом (см. История в НФ, Параллельные миры, «Прогрессорство»). Той же теме, но решенной в неожиданном стилистическом ключе, посвящен цикл о «Войне Изменений» — роман «Огромное время» [The Big Time] (1958; 1961; «Хьюго»-62) и р-зы, часть из к-рых объединена в сб. «Паук мысли» [The Mind Spider] (1961; испр. 1976); полностью р-зы цикла составили сб. «Война Изменений» [Changewar] (1978; сокр. 1983). Загадочная «война во времени» высших космич. сил (Змеи и Пауки) предстает как мастерски поставленный театр абсурда (см. Абсурдистская НФ); действие «пьесы» ограничено комнатой в неком Убежище-санатории для воинов, расположенном вне известного пространства-времени; пиротехнический стиль и свободное владение автором (в прошлом — актером) «драматургией» выводит его действо далеко за рамки традиционной НФ (см. «Прогрессорство», Путешествия во времени, «Хроноклазмы»). Пацифистские настроения (см.Война ) отличают р-зы из сб. «Ночь волка» [The Night of the Wolfe] (1966).

 

Талант Л.-сатирика (см. Сатирическая НФ) продемонстрирован в романах — «Серебряные яйцеглавы» [The Silver Eggheads] (1958; доп. 1962; рус. 1971) и «Призрак бродит по Техасу» [A Specter Is Haunting Texas] (1969; рус.1992). В первом мишенью выбрана издательская индустрия (см. Искусство, Роботы), во втором — «балканизированные» США после третьей мировой войны, а точнее, Техас, к-рому удалось захватить власть над всем Сев.-Амер. континентом (см. Мир после катастрофы); загнивающий, аморальный мир далекого будущего сатирически изображен также в раннем романе «Зеленое тысячелетие» [The Green Millennium] (1953) и ряде р-зов — «Приходящая привлекательность» (1958) и др. Сюжетно насыщенный роман «Скиталец» [The Wanderer] (1964; «Хьюго»-65; рус. 1993«Странник») — одно из лучших в НФ произв. о глобальной катастрофе (в данном случае вызванной неожиданным появлением в Солнечной системе загадочного инопланетного артефакта).

Р-зы и повести Л. составили сб. —
«Тени под глазами» [Shadows with Eyes] (1962),
«Корабли к звездам» [Ships to the Stars] (1964),
«Ведро воздуха» [A Pail of Air] (1964),
«Тайные песни» [The Secret Songs] (1968),
«Ночные чудовища» [Night Monsters] (1969; доп. 1974),
«Лучшее Фрица Лейбера» [The Best of Fritz Leiber] (1974),
«Книга Фрица Лейбера» [The Book of Fritz Leiber] (1974),
«Вторая книга Фрица Лейбера» [The Second Book of Fritz Leiber] (1975),
«Миры Фрица Лейбера» [The Worlds of Fritz Leiber] (1976),
«Герои и ужасы» [Heroes and Horrors] (1978),
«Базар диковин» [Bazaar of the Bizzare] (1978),
«Корабль теней» [Ship of Shadows] (1979),
«Свет призрака» [The Ghost Light] (1984; «Локус»-85),
«Хроники Лейбера: пятьдесят лет Фрица Лейбера» [The Leiber Chronicles: Fifty Years of Fritz Leiber] (1990 — под ред. М.Гринберга). Компьютер становится гроссмейстером в одной из лучших «шахматных» историй НФ — «Сумасшедший дом на 64-х клетках» (1962) (см. Спорт и досуг); в ироничном р-зе «Бедный супермен» (1951) «ответы» всемирного Электронного Мозга печатает на пишущей машинке запыхавшийся человек, спрятанный в потайной комнате (см. Интеллектроника, Компьютер, Сверхчеловек). Подлинный смысл «любви» приходит к героям р-за «Корабль отплывает в полночь» (1950) только после контакта с инопланетянином (см. Секс и эротика); героиня р-за «Красотка с пятью мужьями» (1951) живет в полигамном мире и втайне страдает по моногамии, приравненной к гос. преступлениям (см. Женщины в НФ, Криминология, Секс и эротика); а героиня р-за «Марианна» (1960; рус. 1985) переживает концептуальный переворот, обнаружив, что окружающий мир — это ловкая иллюзия. В р-зе «Ведро воздуха» (1951; рус. 1985) описаны злоключения семьи последних выживших на Земле, «выброшенной» со своей орбиты в результате глобальной катастрофы (см. Последний человек на Земле); мир после катастрофы — место действия р-зов «Луна зеленая» (1952) и «Великий путь» (1957) (см. Ядерная война). Выделяются также: «человечный» р-з «Пространство-время для Спрингерса» (1958), в к-ром обретший разум супер-котенок жертвует собой ради человеческого детеныша (см. Дети, Зоология фантастическая); во мн. автобиогр. р-з «Корабль теней» (1969; «Хьюго» -70), герой к-рого — полуслепой алкоголик (автор сам долгие годы лечился от алкоголизма), и «Хватай цеппелин!» (1975; «Хьюго» -76; «Небьюла»-75) (см. Альтернативная история).

На рус. яз. также переведены:
«А я пойду дальше» (19..; рус.1992),
«Бум-пампампам-бим-бам-бом» (19..; рус.1992),
«Гамбит Посвященного» (19..; рус.1992),
«Грядет пора развлечений» (19..; рус.1991),
«Демон из тыквы» (19..; рус.1992),
«Здравомыслие» (19..; рус.1992),
«Мошенничество» (19..; рус.1991), «Наследство» (19..; рус.1991),
«Ночь, когда он заплакал» (19..; рус.1991),
«Приманка» (19..; рус.1992),
«Требуется неприятель» (19..; рус.1992).

Вл.Г.

Др. соч.:
Сб. «Черные агенты ночи» [Night’s Black Agents] (1947; сокр. 1961«Рассказы из Черных агентов ночи» [Tales from Night’s Black Agents]; доп. 1978).
«Грешники» [The Sinful Ones] (1950 — «Все вы одни»; доп. 1953).
Сб. «Все вы одни» [You’re All Alone] (1972).

Лит.:
Jeff Frane «Fritz Leiber» (1980).
Tom Staicar «Fritz Leiber» (1983).
Bruce Byfield «Witches of the Mind: A Critical Study of Fritz Leiber» (1991).