ЛОНДОН (LONDON), Джек

Выдающийся амер. прозаик и журналист, более известный произв. др. жанров, один из ведущих писателей США нач. века. Род. в Сан-Франциско (шт. Калифорния), в 14-летнем возрасте убежал из дома и перепробовал множество профессий: рабочего на консервной фабрике, матроса (плавал к берегам Японии и Сибири), наемного с.-х. рабочего («хобо»), золотоискателя в Клондайке; вступил в Социалистическую рабочую партию (из к-рой вышел незадолго до смерти). Систематического высшего образования Л. не получил, рано переключившись на лит. труд и журналистику; в качестве корр. ряда амер. газет освещал события рус.-яп. войны и мексиканской революции. Под конец жизни купил ферму в Сев. Калифорнии; попытался совершить кругосветное путешествие, но не закончил его. Обстоятельства смерти Л. позволяют сделать предположение о самоубийстве.

В своем тв-ве Л. постоянно выходил на темы и проблемы НФ, начиная с первого опубл. р-за — «Тысяча смертей» (1899; рус. 1968), в к-ром ученый использует собственного сына в качестве испытуемого, проводя эксперименты по омолаживанию (см. Бессмертие); той же теме посвящен юмористический р-з «Омолаживание майора Рэтбоуна» (1899). В «Тени и вспышке» (1903; рус. 1927 — «Тень и блеск») методами науки реализуется идея человека-невидимки, а в р-зе «Враг всего света» (1908) — сверх-оружия, дающего власть над миром; путешественник, герой р-за «Красная» (1918; рус. 1927), обнаруживает затерянное в джунглях племя, к-рое поклоняется загадочной сфере из космоса (см. Пришельцы). Расистские идеи «бремени белого человека», одно время разделяемые Л., нашли выражение в р-зе «Необычное вторжение» (1910), в к-ром «белые» нации осуществляют геноцид против китайцев (последних просто травят, как насекомых, с воздуха) с целью установления на Земле утопии (см. Война).

Неск. известных произв. Л. посвящено проблемам эволюции. В романе «До Адама» [Before Adam] (1906; рус. 1918), несомненно, навеявшем У.Голдингу сюжет его «Наследников», генетическая память позволяет сознанию совр. человека путешествовать в доисторическое прошлое, где «прогресс» (Люди Огня) постепенно вытесняет с историч. сцены невинных детей Природы — Народ (см. Антропология, Первые люди); этой же теме посвящены р-зы «Сила сильных» (1911; рус. 1925) и «Когда мир был юным» (1910; рус. 19..). А душа героя романа «Звездный скиталец» [The Star Rover] (1915; др. — «Куртка» [The Jacket]; рус. 1916; др. — «Смирительная рубашка»), заключенного амер. тюрьмы, без всяких науч. обоснований способна «спиритуально» путешествовать во времени, воплощаясь в прежних реинкарнациях героя, от римского легионера до амер. пионера-переселенца (см. История в НФ, Мистицизм и оккультизм). Мир после. катастрофы, вновь пришедший к первобытному варварству, впечатляюще изображен в романе «Алая чума» [The Scarlet Plague] (1912; 1915; рус. 1925). Все произв. короткой формы, имеющие отошение к НФ, включены в сб.: «Удивительные фрагменты: фантастическая проза Джека Лондона» [Curious Fragments: Jack London’s Tales of Fantasy Fiction] (1975 — под ред. Дэйла Уокера) и «Научная фантастика Джека Лондона» [The Science Fiction of Jack London] (1975 — под ред. Ричарда Гида Пауэрса).

Политич. взгляды Л. обусловили появление его утопических произв., из к-рых самое известное, роман «Железная пята» [The Iron Heel] (1907; рус. 1912), относится к вершинам тв-ва писателя и лит. утопии (или антиутопии) нач. века. В далеком 27-ом столетии историки изучают документы, относящиеся к концу 20 в., в к-ром США стонут под властью фашиствующей олигархии; борьба угнетенного пролетариата против капитала только разгорается, но из пролога ясно, что со временем она приведет к успеху (см. История в НФ, Капитализм, Социализм, Политика). Успеху романа способствовали отлично выписанные центр. образы революционеров-идеалистов. Перу Л. принадлежит ряд р-зов той же тематики: «Удивительный фрагмент» (1908), вновь представляющий зловещую фигуру правителя-олигарха; «Голиаф» (1908), герой к-рого изобретает нов. источник энергии и с его помощью устанавливает всемирную «пролет. диктатуру»; в р-зе-трактате «Сон Дебса» (1909) социалистическая революция побеждает во всем мире в результате всеобщей стачки. По нынешним временам наивный, революционный романтизм Л. оказал большое влияние на современников.

Вл.Г.

Лит. (выборочно):
Irwing Stone «Sailor on Horseback» (1938; рус. 1960 — И.Стоун «Моряк в седле. Биография Джека Лондона»).
Sharon Garst «Jack London, Magnet for Adventure» (1945).
Philip S.Foner «Jack London, American Rebel» (1947).
R.Francherre «Jack London. The Persuit of a Dream» (1962).
Richard O’Connor «Jack London: A Biography» (1964).
Dale L.Walker «The Alien Worlds of Jack London» (1973).
Earle Labor «Jack London» (1974).
Robert Barltrop «Jack London: The Man, The Writer, The Rebel» (1976).
Andrew Sinclair «Jack: A Biography of Jack London» (1977).
Franklin Walker «Jack London and the Klondike: The Genesis of an American Writer» (1978).
«Jack London: Essays in Criticism» (ed. by Ray W.Ownbey) (1979).
John Perry «Jack London: An American Myth» (1981).
Joan D. Hedrick «Solitary Comrade: Jack London and His Work» (1982).
Charles N. Watson Jr. «The Novels of Jack London: A Reappraisal» (1983).
Gorman Beauchamp «Jack London» (1984).
В.М.Быков «На родине Джека Лондона» (1962).
В.М.Быков «Джек Лондон» (1964).
В.Н.Богословский «Джек Лондон» (1964).
А.М.Зверев «Джек Лондон» (1975).