ВОННЕГУТ-младш. (VONNEGUT Jr.), Курт

Spread the love

Видный амер. прозаик, также известный произв. др. жанров, один из ведущих совр. прозаиков США. Род. в Индианаполисе (Индиана), во время второй мировой войны служил в армии; попав в плен, пережил варварскую бомбардировку Дрездена союзной авиацией; имеет награды. После демобилизации учился в Корнеллском ун-те в Итаке (шт. Нью-Йорк), Чикагском ун-те, Технол. ин-те Карнеги в Питтсбурге (шт. Пенсильвания), получив диплом инженера-химика. Работал криминальным репортером, клерком в компании “Дженерал электрик”; с 1950 г. – професс. литератор. Почетный д-р лит-ры ряда амер. ун-тов. Первая НФ публикация – “Доклад об эффекте Барнхауза” (1950; рус. 1970; 1971; др. – “Эффект Барнхауза”). Обстоятельства жизни В. отражены в книге автобиогр. и публицистических заметок – “Судьбы хуже смерти” [Fates Worse Than Death](1991; рус. сокр.1993; рус. 1993). Живет в Кейп-Коде (шт. Массачусетс).

С самого нач. В. писал в разл. жанрах – ряд критиков причисляет его наряду с Д.Бартом , Д.Бартельмом , Т.Пинчоном и Джозефом Хеллером к лидерам “черного юмора” (см. Абсурдисткая НФ, Сатирическая НФ); однако со временем писатель выработал собственный уникальный стиль, с трудом поддающийся жанровой классификации. Первый роман В., “Механическое пианино” [A Player Piano] (1952; др. – “Утопия-14” [Utopia-14]; рус. 1967), – традиционная, хотя и окрашенная специфической авторской иронией “утопия”, в к-рой люди, полностью переложив принятие решений на машины – и буквально став их частью, теряют смысл жизни (см. Автоматизация, Кибернетика). В “Сиренах Титана” [The Sirens of Titan] (1959; рус. 1982; 1988) появляются темы и герои, ставшие “сквозными” для мн. последующих книг В.: впервые упоминается религия, представляющая собой пародию на все существующие мировые – Церковь Бога Предельно Равнодушного; а также планета Тральфамадор, на которой эволюция машин привела их к осознанию полной “бесполезности” своих создателей. С сарказмом в духе Д.Свифта и Вольтера рассматривается история прогресса цивилизации на Земле: это запланированная акция тральфамадорцев, имевшая единственной целью – изобретение простенькой детали, без которой один из них, “застрявший” на Титане, не может починить свой звездолет (см. История в НФ, “Прогрессорство”, Солнечная система).

 

Тем же неподражаемым стилем (“телеграфно-шизофреническим”, по определению автора), близким лит-ре абсурда, написаны две самые известные книги писателя – “Колыбель для кошки” [Cat’s Cradle] (1963; рус. 1970) и “Бойня N5, или Крестовый поход детей: дежурный танец со смертью” [Slaughterhouse-Five or The Children’s Crusade: A Duty-Dance with Death] (1969; рус. 1970; 1978); экранизирована (см. “Бойня No5”). В первой апокалипсический сюжет – гибель цивилизации в результате случайно примененного “окончательного” оружия (“льда-девять”) – вращается вокруг двух персонажей: создателя “льда-девять”, морально индифферентного ученого -технократа Хонникера (он упоминается как один из “отцов” атомной бомбы), и Боконона – борца против рациональности, создателя уникальной “религии лжи” (см. Апокалипсис, Глобальная катастрофа, Изобретения и открытия, Мессии, Оптимизм и пессимизм). Вторая книга, ставшая нац. бестселлером и выразившая настроения пацифистской студенческой Америки эпохи “вьетнамского синдрома”, представляет собой своебразную рефлексию автора на пережитую им бомбардировку Дрездена. Повествование ведется от имени также пережившего ее Билли Пилигрима, похищенного тральфамадорцами; с их помощью ему удается излечиться от нервного потрясения и обрести мир в душе, научившись жить “только в счастливые моменты”, ибо, с точки зрения его звездных наставников, все “моменты времени” суть один-единственный (см. Война, Иные измерения, Путешествия во времени).

Последующие книги В. с НФ никак не связаны, если не считать авторского иронического отношения к ней, выраженного в монологе героя романа “Дай вам бог здоровья, мистер Розуотер, или Не мечите бисера перед свиньями” [God Bless You, Mr. Rosewater, or, Pearls Before Swines] (1965; рус. 1978), страдающего от “самаритрофии” (хронической атрофии совести), а также в образе фантаста Килгора Траута – сквозного персонажа неск. романов В. (одна из книг Траута “опубликована” Ф.Фармером ), в их числе – “Завтрак для чемпионов, или Прощай, черный понедельник” [A Breakfast for Champions, or, Farewell, Black Sunday] (1973; рус. 1975; 1978). К темам и клише НФ В. возвращается в романе “Балаган, или Более не одинок!” [Slapstick, or, Lonesome No More] (1976; рус.1992“Балаган”) – истории двух злых гениев-мальчишек, образующих сверхразум, когда они находятся вместе (см. Дети, Симбиоты).

 

В дальнейшем тв-во В. шло по нисходящей, превращаясь в бесконечный самоповтор; удачно найденный в ранних произв. прием мозаичного коллажа свелся к полному отказу от связного сюжета, а мизантропическая издевка стала утомительной. Вместе с тем последнее десятилетие ознаменовано возвращением В. в тематическое пространство НФ. Сюжет романа “Малый Не Промах” [Dead-Eye Dick] (1982; рус. 1988) завязан вокруг случайного взрыва нейтронной бомбы, уничтожившей мирный амер. город (см. Оружие, Ядерная война). В “Галапагосы” [Galapagos] (1985; рус.1993) ядерная война ставит крест на всей жизни на Земле; лишь уцелевшие участники океанского круиза основывают на тропическом острове (чья природа ранее сыграла существенную роль в формировании взглядов Ч.Дарвина) нов. цивилизацию, (дав неожиданный толчок очередному витку эволюции – точнее, инволюции) (см. Апокалипсис, Океан, Оптимизм и пессимизм). Последний крупный роман В., “Фокус-покус, или Что за спешка, сынок?” [Hocus Pocus, or, What’s the Hurry, Son?] (1990) – сатирическая антиутопия в Америке 21 в. (см. Близкое будущее).

Р-зы В., среди к-рых есть и НФ, –
“А кто я теперь?” (19..; рус. 1981),
“Барабаны и антенны” (19..; рус. 1991),
“Гаррисон Бержерон” (1961; рус.1976; 1982),
“Великое путешествие вон туда” (1954; рус. 1971 – “Завтра! Завтра!”),
“Виток эволюции” (19..; рус.1981),
“Добро пожаловать в обезьянник” (19..; рус.1991),
“Долгая прогулка – навсегда” (19..; рус. 1981),
“Как быть с “Эйфи”?” (19..; рус. 1974; др. – “Эйфью”),
“Кем я буду в этот раз” (19..; рус.1973; др. – “Кто теперь”, “А кто я теперь”),
“Ложь” (1962; рус. 1973),
“Лохматый пес Тома Эдисона” (19..; рус. 1981),
“Любовь и смерть Эпикака” (1950; рус.1973; 1973; др. – “Эпикак”) (см. Компьтеры),
“Наследство Фостера” (19..; рус. 1981),
“Не готово к носке” (1953; рус.1976 – “Люди без тел”; 1989),
“Олень на комбинате” (19..; рус. 1981),
“Перемещенное лицо” (19..; рус. 1981),
“Сила духа” (19..; рус. 1991),
“Соблазнительница” (1952; рус.1972, 1981 – “Искусительница”),
“Эпикак” (19..; рус. 1981),

– включены в сб. “Канарейка в шахте” [Canary in a Cat House] (1961; доп. 1968“Добро пожаловать в обезьянник” [Welcome to the Monkey House]);
среди р-зов 1970-х гг. выделяется “Большое космическое совокупление” (1972; рус.1992 – “Большой вселенский трах”), в к-ром проблема межзвездных космических полетов решается просто: в дальние ресы к звездам отправляются не космонавты, а контейнеры с эмбрионами (см. Биология, Секс и эротика). Переводы произв. В. составили Собр.соч. в 5-и тт. (тт.1-5 – рус.1992)

Вл.Г.

Др. соч.:
“Матушка-ночь” [Mother Night] (1961; рус.1991 – “Мать Тьма”, “Порожденье тьмы ночной”).
“Между временем и Тимбукту, или “Прометей-5” [Between Time and Timbuctou, or, Prometheus-5] (1972; рус. 1990) – пьеса.
“Вечный узник” [Jailbird] (1979; рус.1992 – “Рецидивист”).
“Синяя борода” [Blue Beard](1991; рус.1992).

Лит.:
Peter Reed “Kurt Vonnegut” (1972)
David H. Goldsmith “Kurt Vonnegut: Fantasist of Fire and Ice” (1972)
“The Vonnegut Statement” (by Jerome Klinkowitz & John Somer) (1973)
Stanley Schatt “Kurt Vonnegut,Jr.” (1976).
Clark Mayo “Kurt Vonnegut: The Gospel from Outer Space (Or, Yes, We Have No Nirvanas)” (1977).
Richard Giannone “Vonnegut: A Preface to His Novels” (1977).
“Vonnegut in America: An Introduction to the Life and Work of Kurt Vonnegut” (ed. by Jerome Klinkowitz & Donald L. Lawler) (1977).
James Lindquist “Kurt Vonnegut” (1977).
Jerome Klinkowitz “Kurt Vonnegut” (1982).
Lawrence R. Broer “Sanity Plea: A Study of Schizophrenia in the Novels of Kurt Vonnegut” (1989).
William Rodney Allen “Understanding Kurt Vonnegut” (1992).
Donald E. Morse “Kurt Vonnegut” (1992).